Вы здесь: Главная > Тематические > Сценарий ко Дню неизвестного солдата для дошкольников

Сценарий ко Дню неизвестного солдата для дошкольников

«Письмо неизвестному солдату»

ВЕДУЩИЙ 1.(учитель). Здравствуйте! Сегодня мы приглашаем вас на наш устный журнал «Письмо неизвестному солдату», посвященный 65 – летию освобождения Кирова от немецко – фашистских захватчиков.

ВЕДУЩИЙ 2. Эпиграф нашего журнала (стихотворение Владимира Дворянского):

Не дымятся дали,

Пыль черна от слез.

Ни одной медали

Дед мой не принес.

Только в этом самом

Нет его вины,

Потому что сам он

Не пришел с войны.

ВЕДУЩИЙ 1. Первая страница: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Звучит музыка

УЧЕНИК 1 (читает). Могила неизвестного солдата у стены Кремля, в Александрийском саду. Это символично: он защищал северо – западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем.

Кто он? Твой сын, твой брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году.

УЧЕНИК 2 (читает). Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие своих дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек.

Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

Ученик читает стихотворение С.Орлова:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным – давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

УЧЕНИК 1. Тише! Слышите? Старая женщина в платке остановилась у могилы, она плачет.

— Ты здесь лежишь… А я осталась… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал.

УЧЕНИК 2. Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.

УЧЕНИК 1. Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.

УЧЕНИЦА. И старая мать, и пожилой мужчина долго стоят у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.

УЧЕНИК 1.

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко –

Земной поклон за ваших сыновей.

Шумят под ветром сосны вековые,

Горят цветы невянущим огнем.

Вам, матери героев всей России,

Любовь свою и нежность отдаем!

Наследники великой этой славы,

Ее мы чтим и бережно храним.

Героями гордились мы по праву

И стать на них похожими хотим.

Считайте нас своими сыновьями!

Считайте нас своими дочерьми!

Детей своих вы в битве потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Низкий поклон вам, матери героев!

ВЕДУЩИЙ 1. Страница вторая: «Была война».

Сегодня мы хотим поговорить о солдатах – о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир. И посвятить именно им наше выступление.

УЧЕНИЦА.

Настанет год, и день, и час

Придет к нам новый юбилей…

А много ль будет среди нас

Прошедших ту войну людей?

Они уходят, как года,

Спокойно и неотвратимо…

Но то, что сделано тогда,

Прочнее изваянья Рима!

И вечным будет их покой,

И память вечная народа,

Как вечно солнце над Окой,

Как вечна матушка – природа!

ВЕДУЩИЙ 1.

11 января 2007 года мы отметили 65 – ю годовщину освобождения города Кирова и кировского района от немецко – фашистских захватчиков. Сколько слез, страданий принесла война на нашу кировскую землю! Любовь к Родине, жгучая ненависть к ее поработителям, находчивость, смекалка, отвага наших солдат звала их на смертный бой против врага. «Советский солдат, — писал наш знатный земляк, маршал, четырежды Герой Советского Союза Г.К.Жуков, — умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и геройство».

В январе 1942 года воины Советской Армии освободили часть населенных пунктов Кировского района от трехмесячной оккупации фашистскими захватчиками. С большой радостью встречали воинов – освободителей местные жители, которым пришлось много пережить за это время невзгод.

Для гитлеровцев, расположившихся в небольших гарнизонах некоторых сел Дубровского сельсовета, это было неожиданностью. Они приняли эти части за отряды партизан, поддерживающих связь с местными жителями.

Ранним утром, 7 января, продвигаясь по направлению к деревне Якимово, наши воины подорвали поезд фашистов. Снаряд угодил в сцепку между вторым и третьим вагонами. Паровозу с двумя вагонами удалось уйти, остальные — остановились на перегоне. Были взяты пленные. В вагонах находилось обмундирование и медикаменты для госпиталей.

В селе Дуброво, в здании средней школы располагался небольшой гарнизон фашистов. Там же, ими была организована небольшая швейная мастерская по шитью теплых вещей для армии. Работать в них фашисты сгоняли портных из соседних деревень.

В день освобождения Якимово, 7 января, дети пришли в Дуброво и рассказали отцам о походе советских воинов в Якимово.

Слух об этом дошел до фашистов. Они пытались объяснить людям, что линия фронта находится под Москвой, что деревню отбили партизаны и радоваться преждевременно.

Поняв свой просчет, фашисты пытались уйти на лыжах в сторону Кирова, через Старую Слободу, но на подходе к Воскресенску были обстреляны нашими солдатами. Понеся потери и имея раненых, фашисты хотели возвратиться в Дуброво. Но наши солдаты уже ждали немцев. В Дуброво немцы были уничтожены. Это, по всей видимости, и послужило поводом для расправы с жителями деревень Липовка, Дмитровка, Михалево и поселка Панский в третьей декаде января 1942 года, когда гитлеровцы получили подкрепление.

УЧЕНИК 3 ( читает стихотворение «Пути фронтовые» В.Матвеева):

Простите нас за то, что не успели

О вас стихи и песни написать.

О том, как в лихолетье вы сумели

В смертельной круговерти устоять.

Вы – наша слава! Символ героизма!

Вы – наши деды, бабушки, отцы…

За подвиг ваш, мы кланяемся низко,

Вспять повернув истории часы.

Тот майский день, расцвеченный салютом

И несказанной радостью людской,

И чтить всегда, и помнить будут люди

Тот день Победы – светлый и святой!

Выходят воин и мальчик.

ВОИН. Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

МАЛЬЧИК. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали ее? Забывали вот этот самый запах войны?

ВОИН. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война – это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим!

Война – это страшно: это кровь, муки, смерть… Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам.

А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли? Что вы знаете о войне?

Звучит музыка.

ВЕДУЩИЙ 1. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом.

Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. 27 миллионов сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!

УЧЕНИК 1.

Снова майские зори в полях зацветут,

И вдоль старых окопов плывет тишина,

Там когда — то гремела большая война.

Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,,

Разоренные утро и ночи без сна…

Наше детство огнем опалила большая,

Не по детскому росту война.

УЧЕНИК 2. Пионеры огненных лет – так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, ни взрослых. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром, вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого…

Дети войны… Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти.

Ученица читает стихотворение Л.Титаренко

Спят мальчишки в сиянии звезд…

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из – под белых берез,

Из – под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!

Спят мальчишки под сенью берез, —

Навсегда твердо сомкнуты губы, —

Не видать им ни солнца, ни звезд –

Тише пойте, армейские трубы!

Ученица читает стихотворение Б.Окуждавы

«До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все – таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим,

Сапоги – ну куда от них денешься

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюньте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

УЧЕНИК 1. А те, кто не воевал, героически работали, писали письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников.

Ученик читает стихотворение Е.Благининой «Письмо солдату».

Здравствуй, папа,

Ты опять мне снишься,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Папа!

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда – нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить,

Чтоб над всем таким огромным миром

Днем и ночью был веселый свет…

ВЕДУЩИЙ 1. С каждым днем разгоралось патриотическое движение по записи в ряды советской армии. Фашисты заняли город Киров 4 октября 1941 года, а в течение недели — весь кировский район был оккупирован врагами. Они установили жесткий режим на нашей земле. За короткое время оккупации гитлеровцы принесли много горя. Было полностью уничтожено несколько деревень вместе с жителями. В Германию угнали более 2 тысяч человек.

Но было на нашей земле немало героев, кто не покорился врагу.

Сегодня я хочу вас познакомить с воспоминаниями бывшего разведчика Дмитрия Васильевича Шамина. В нашем городе у него было много друзей. Об их беспредельной смелости, мужестве и беззаветной преданности, рассказал в своих очерках – воспоминаниях Дмитрий Васильевич. («Знамя труда» от 25 марта 1972 года).

«… Очень часто, когда мне приходится выступать перед молодежью со своими воспоминаниями о минувшей войне, в качестве примера настоящего героизма я привожу боевые действия моих друзей – кировчан — Нила Ключева, Евгения Блохина и Филиппа Игнатова. Они пришли к нам в 389 моторазведроту 330 стрелковой дивизии сразу после освобождения города. Пришли и нам показалось, как будто служили они вместе с нами не один год. Такие они были общительные, что сразу завоевали доверие у разведчиков.

Тогда в январе 1942 года сплошной линии фронта у Кирова не было. Немцы укрепились в Савках, в Шайковке, в некоторых других населенных пунктах. Нам разведчикам было очень трудно.

Нил Ключев и Евгений Блохин постоянно поддерживали связь с городом. Часто они на лыжах сквозь немецкие заслоны уходили к Кирову, передавали командованию добытые сведения. Приносили добрые вести нам.

В один из мартовских дней разгорелся жестокий бой. Храбро дрались кировчане. На Филиппа напали два дюжих фрица, он их одолел и прикончил.

Затем нам пришлось отступить, но не назад в Киров, а в глубь немецкой обороны – в Куйбышевский район. Командир третьей партизанской бригады, капитан Галюга А.Н. приказал разгромить фашистский штаб. В этом бою смело действовали наши разведчики, в том числе Блохин, Ключев, Игнатов. Гитлеровцы были частью уничтожены, а остальные взяты в плен. Начальник разведки 10 армии полковник Колесов дал очень высокую оценку действиям разведчиков, потому что они разгромили штаб фашистской дивизии и доставили в Киров «богатые» трофеи.

Запомнился мне и день 3 апреля 1942 года, где Нил и Евгений действовали дерзко, захватывая один крупный населенный пункт, и вновь добыли богатые трофеи, уничтожив склад боеприпасов.

3 июня 1942 года командование приняло решение осуществить прорыв из устроенной нам «ловушки» на Раменной Даче. Нил Ключев был назначен в штурмовую группу, которая должна была вести прорыв там, где находились немецкие танки. Перед прорывом меня как руководителя штурмовой группы вызвали в штаб. Рядом со мной неотступно следовал и Нил. Мы мирно беседовали. И мне казалось, что он предчувствовал свою гибель. Он был в это время очень нежен, с какой – то особой горячностью рассказывал о большой любви к кировской девушке Любе.

На пути прорыва гитлеровцы вкопали танки в землю, очистили от кустарника зону обстрела. Заметив нас, они обрушили шквал огня из бронированных чудовищ. И тут первым вызвался Нил:

— Товарищ командир, разреши подорвать танк – просто проговорил он. – Я его связкой гранат и каюк ему.

— Действуй, Нил!

Нил встал на колено и метко бросил связку гранат. Экипаж был почти полностью уничтожен. Ключев поднялся во весь рост и крикнул:

— Вперед, за Родину!

Но в этот миг его сразил фашистский танкист — пулеметчик, он остался жив после взрыва связки гранат. Медсестра Аня Полякова бросилась к нему, но сама была сражена пулеметной очередью.

Нам все же удалось уничтожить танки фашистов и занять фланговую оборону. Но друзей не вернуть.

Филипп Игнатов с боями вышел в Брянский лес, на протяжении 19 — ти месяцев громил гарнизоны противника в Бытоши, Фошне, Николаевке, принимал участие в рельсовой войне. С боями освобождал Белоруссию, Литву, Польшу, Восточную Пруссию, штурмовал Кенигсберг. В одном из боев был тяжело ранен, лишился ноги. Являясь инвалидом ВОВ воспитал 6 детей.

Евгений Блохин освобождал Минск, Барановичи, Брест, Варшаву. Геройски погиб на территории Германии в конце января 1945 года. Старший лейтенант Блохин – яркий пример героизма и патриотизма для нашего подрастающего поколения.

Я очень надеюсь, что подвиг героев – кировчан совершенный во славу Родины, во имя Победы над фашистской Германией, никогда не будет забыт благодарными потомками. И наша теперешняя молодежь будет следовать их благородному примеру в годы тяжких испытаний родной Отчизны».

Исполняется песня.

Ученица читает стихи Тани Тюриной, школьницы из г Свердловска, «Нет войне!».

Очень страшно становится, если

Слышишь жуткое слово – война.

Над планетой, над целым миром

Тянет черные руки она.

Разве это нужно кому – то,

Чтоб горели огнем города,

Чтобы дети прятались в страхе

И забыли про смех навсегда.

Я хочу, чтоб сияло солнце,

Но не только над нашей страной,

Чтобы дети на всей планете

Улыбались вместе со мной,

Чтобы утром они просыпались

И увидели солнце в окне,

А не черный дым пожарищ,

Проползающий по земле.

Пусть во сне не приснится такое,

А приснится лишь мама моя

Или солнышко золотое,

День весенний, родные края.

ВЕДУЩИЙ 1. Страница третья: «Мама».

В Берлине, на стене еще горевшего рейхстага, над которым реял красный флаг, висел плакат, изображающий русскую женщину, мать, и надпись: «Дорогая наша мама! Наша Победа твоя наполовину!»

На священную войну, на подвиги солдат провожали их матери. Это к ним, к мамам, из пекла металла и пороха вырывались ласковые, полные нежности письма рано взрослевших детей. В письмах неизменно стояли рядом два слова: «Мама, Родина».

Мать не просто провожала на войну – она провожала своих сыновей на подвиги!..

УЧЕНИК читает «Письмо с фронта» Э.Асадова.

Мама, тебе эти строчки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и, вечно не в срок,

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник «украшал»,

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром читал.

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили!

А поняли, может, лишь тут на войне,

Приятели, книжки, московские споры…

Все сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так. Возвратимся – оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдя у опушки,

Застыли орудия, как стадо слонов.

И где – то по — мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь.

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой идешь.

И чем бы в пути мне война не грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Звучит песня.

ВЕДУЩИЙ 1. Большой материал в нашем музее накоплен об истории 247 стрелковой дивизии.

В «Сельской трибуне» от 7 октября 1976 года была опубликована статья председателя совета ветеранов 247 стрелковой дивизии, бывшего комбата 920 стрелкового полка, кандидата исторических наук Николая Тихоновича Колесникова о Василии Ершове, геройски погибшем в боях за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков.

Эта статья вызвала живой отклик многих читателей газеты. Наш земляк Василий Ершов был уроженцем с.Курмыш. Николай Тихонович пригласил на могилу сына — мать Василия Ершова – Марию Дмитриевну.

Этому событию он посвятил свое замечательное стихотворение «Свидание матери с сыном».

Много вдов, матерей, дочерей

Еще ищут могилы отцов, сыновей,

Хотят радости слез и отваги найти,

Чтоб бессмертной дорогой героев идти.

Получила письмо я о сыне своем,

То письмо написал мне комбат – ветеран.

И откликнулось дрожью все в сердце моем –

Навестить захотелось сыновний курган.

Со слезами в глазах прочитала письмо,

Собрала чемодан – и в дорогу скорей.

На Казанском вокзале смотрела в окно,

Как комбат, словно сын, торопился ко мне.

«Вот таким молодым и красивым был сын!» —

Я сказала комбату сквозь слезы и дрожь.

И сыночек предстал предо мною живым,

Сбросив смело с кургана могильную ночь.

Вот и Суборь, могильный сыновний курган,

Весь цветами укрыт мой сыночек в саду.

Радость встречи – и слезы омыли курган,

Как Василия кровь в сорок третьем году.

Говорила с сыночком своим, как с живым,

Набрала с той могилы сыновней земли.

Отпила родниковой, целебной воды –

И, казалось, умножились силы мои.

Смертью храбрых погиб мой сыночек родной,

А для нас смерть за Родину – вечная жизнь.

Будет сын мой в веках молодой и живой

В благодарных потомках, свершеньях больших.

К их могилам с цветами всегда приходить

Будут внуки и правнуки денно и ночь,

Чтоб прибавить их силы своим, приходить,

Чтоб умножить свою богатырскую мощь.

Много вдов, матерей, дочерей

Еще ищут могилы отцов, сыновей,

Хотят радости слез и отваги найти,

Чтоб бессмертной дорогой героев идти.

Звучит торжественная музыка. Дети читают письма неизвестному солдату.

УЧЕНИК 1. « Здравствуй, Неизвестный солдат! Мне очень жаль, что ты погиб. Я думаю, что ты был добрым, заботливым, красивым. Я думаю, что у тебя была семья. Мне кажется, что, когда началась война, ты очень удивился, ведь люди жили в мире. Думаю, что ты первым записался в добровольцы. Я хотел бы, чтобы ты был жив. Может быть, ты, умерший на войне, был братом моего дедушки.

Но все равно, если ты и не брат моего дедушки, мне очень жаль тебя и твою семью. Спасибо тебе за то, что ты защищал нашу Родину, ты пожертвовал собой ради меня, ради всех нас. Ты воевал за то, чтобы на Земле был Мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. Спасибо тебе за все!

К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война, но, я думаю, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за мир.

До свидания, Неизвестный солдат!»

УЧЕНИЦА. «Дорогие ветераны! Я тоже написала вам письмо. Я хочу выразить в нем свое уважение к Вам, почтение и благодарность. Наше поколение совсем другое, не похожее на Вас. Я не знаю, что такое война. У нас другие интересы, увлечения. Но я точно знаю, война – это страшно! На уроках истории, на классных часах мы говорили об ужасах войны. Говорили о страданиях людей. Такое не должно повториться! Вы выполнили свою задачу. Наша задача – сохранить этот мир.

Дорогие ветераны! Будьте счастливы! Спасибо Вам за ясное небо над головой, за мир, за радость жизни! За интересные встречи и увлекательные беседы! Низкий Вам поклон!»

ВЕДУЩИЙ 1. Дорогие ветераны! Мы благодарим Вас за то, что Вы смогли сегодня придти к нам. Хотелось бы пожелать Вам здоровья, сил и много жизненной энергии. Этой энергии Вам хватает и на нас! Пусть счастье всегда сопутствует Вам.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ.

(Дети вручают ветеранам цветы, сувениры).

Оставить отзыв