Вы здесь: Главная > Мероприятия > Сценарий на День славянской письменности и культуры

Сценарий на День славянской письменности и культуры

ЭПИГРАФ:

Книги – это окна, через которые душа

смотрит в мир. Жилище без книг – все

равно что комната без окон.

Р.Вильсон

ХОД УРОКА

1.ОРГ.НАЧАЛО

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ

УЧИТЕЛЬ:

На весь мир он знаменит –

Наш славянский алфавит!

Но с чего все началось,

Нам узнать не удалось.

Много версий самых разных,

Кто же азбуку создал?

Просветителей известных

Пригласим сегодня в зал.

Вы, наверное, догадались, что сегодня нас ждет увлекательное путешествие в далекие времена, когда люди только устно передавали друг другу информацию. Нетрудно вообразить, что случилось бы, если бы не было у нас письменности. Вас ждет встреча с теми, кого называем мы создателями славянской азбуки – Кириллом и Мефодием. (Входят два мальчика, одетые в Кирилла и Мефодия ).

СЛАЙД 1

РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Учитель:

Современный алфавит – это потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

Отрывок из «Жития Кирилла и Мефодия» (читает подготовленный ученик)

В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии…У него было семь сыновей: старшего сына звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом……

СЛАЙД 2

Кирилл:

Это было в 863 году. Распространение христианства среди славянских народов – вот задача, стоявшая перед нами. Но дело в том, что все книги были написаны на греческом языке. Предстояла сложная работа: перевести на славянский язык богословские издания. Как это возможно? Византийский император приказал создать славянскую грамоту и перевести книги на славянский язык.

Мефодий:

Задача, казалось бы, невыполнимая. Но император знал, кому поручает важное для славян дело: еще в детстве Кирилл, обучаясь при дворе, проявил себя незаурядной личностью, способной к языкам. Кирилл отлично знал славянский, латинский, еврейский, арабский языки, помимо родного, греческого.

УЧИТЕЛЬ:

И действительно, знания языков помогли братьям. Взяв за основу греческий язык, состоящий из 24 букв, Кирилл дополнил его другими. Так в алфавите появились шипящие, «юс большой» и «юс малый», «ять», «ижица», «фита».

СЛАЙД 3-6

(ПОКАЗ БУКВ.)

Учитель:
Прочитаем название букв первоначального славянского алфавита, который стали называть кириллицей по имени создателя его Кирилла. В нем 43 буквы. (Хоровое чтение букв: А – «аз», Б – «буки»,В – «веди»…)

Так вот, оказывается, откуда крылатая фраза «Аз да буки – вот и все науки»! Может, и вы, ребята, знаете такие устойчивые сочетания, пословицы и поговорки?(ухватиться за ижицу; ходить мыслете; стоять фертом; Азбука – к мудрости ступенька; Азбуку учат – во всю избу кричат.)

А как образовалось слово «азбука», можете объяснить? (Начальные буквы славянского алфавита «аз», «буки».)

Интересно и то, что буквы имели и цифровое значение: «А» -«1»; «Б» — «2»; «Р» — 100. Только в XVIII веке арабские цифры вытеснили в России буквенные.

Учитель:

Догадливые быстро определили, почему азбука называется азбукой. А почему алфавит называется алфавитом? Спросим у просветителей Кирилла и Мефодия.

Кирилл:

Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит». Вот так-то.

Мефодий:

С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись памятники письменности. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.

СЛАЙД 7-12

Творческая работа.

«Изобрази буквицу»

СЛАЙД 24

-Послушайте отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь.

(Чтение отрывка по ролям)

СЛАЙД 23

Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что?

Внук: добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

СЛАЙД 13

Ученик:

Каждой буквою гордится

Наш славянский алфавит.

Вот змея, а вот и львица,

Птица по небу летит!

Древний писарь нам оставил

Тайну книг, без них нельзя!

Азбуку любить заставил,

Без нее никак, друзья!

Кирилл: Год 863 – вы эту дату должны знать,

Послал нас царь в этот год

Славянский просвещать народ

И про учение Христово

Сказать им просто и толково.

Нам предстояло трудный путь пройти

Ведь мы должны были перевести

Все книги с греческого на славянский

Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий: Её тогда кириллицей назвали

От разных азбук буквы, звуки так хитроумно он (Кирилл) соединил,

Что сразу всех славян вознаградил,

Чтоб и они познали все науки.

24 буквы взял Кирилл у греков,

Еще немного – у евреев и армян.

Чего не доставало – сам добавил,

И от невежества славян избавил.

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ 18-22

Ученик:

Все, что создается человеком,

Все, чем мир Вселенной знаменит,

В книгах навсегда из века в веки

Сохранит славянский алфавит.

“Кто больше знает пословиц об АЗБУКЕ”

СЛАЙД 25

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.
АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.
Азбуку учат, на всю избу кричат.
Азбуке учиться, всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Продай кафтан, купи буквицу.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Грамоте учиться, всегда пригодится.
Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

История праздника (сообщение подготовленного ученика)
В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры. Каждый год 24 мая один из городов России становится центром праздника. В 2007 г. он отмечался в Коломне, в 2008 г. – в Твери.

ВИКТОРИНА

СЛАЙД 16-17

4.Итог урока

-«Ученье – свет, а неученье – тьма», — говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.

Оставить отзыв