Вы здесь: Главная > Для детей > Сценарий по сказке «Мороз Иванович»

Сценарий по сказке «Мороз Иванович»

1. Организационный момент.

— Сегодня мы продолжим работу над произведением , которое читали на прошлом уроке.

2. Подготовительный этап.

— Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.

2.1. На доске написан текст.

— Найдите ошибки, исправьте и прочитайте правильно.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке, а верёвка-то и оборвиссь; упало ведро в колодец.

2.2. Задание на внимание. Один ученик читает отрывок вслух, все остальные зачёркивают в этом отрывке букву а (после чтения спросить, сколько буква в этом отрывке).

Страница 199.

-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?

2.3. Бинарное чтение (чтение вдвоём, остальные следят)

Стр.200, 2 абзац.

— Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

2.4.Чтение “птичьим базаром”.

Стр. 202 (2–3 абзацы)

— Какую работу успела выполнить Рукодельница?

2.5. Чтение отрывка по – разному: (стр. 202, 2 абзац)

с утвердительной интонацией;
с вопросительной интонацией;
медленно, по слогам;
скороговоркой;
выразительно.

3. Постановка цели урока. Повторение изученного.

3.1. — На прошлом уроке мы познакомились со сказкой. Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (Высказывания учащихся).

— Да, это сказка “Мороз Иванович”, которую написал В.Ф. Одоевский. – Слайды 1, 2. Презентация

— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием этой сказки.

— Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (Народные, авторские).

— Чем они отличаются? – Слайды 3

— С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? (“Морозко”)

— Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания учащихся). – Слайды 4

— Прочитайте начало сказки автора. – Слайды 5

— Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей)

4. Словарная работа. — Слайды 6

5. Работа над содержанием сказки.

— Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)

— Могут ли их имена сказать, какими они были?

— Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице.

(Стр. 196-197)

Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто сопровождала людей в работе.

(Звучит песня “Во кузнице” в исполнении 2 учениц класса)

— Теперь прочитаем о Ленивице. (Стр.196-197)

— Чем занималась Ленивица?

— Что можно сказать о девочках? (В.Ф.Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)

— Какая беда приключилась с Рукодельницей?

— Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте.

(Cтр. 197-198)

— Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? (Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)

— Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?

— Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница.

(Cтр. 198, со 2 абзаца)

— А как Ленивица добиралась по этой же дороге?

Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица.

(Cтр. 203, 3 абзац)

-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)

— Как это говорит о них, об их характере? (Высказывания детей)

— Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?

— Как он встретил девочек? Прочитайте.

(Рукодельницу – стр. 199, Ленивицу – стр. 204, 1-2 абзац)

— Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича? (3 дня)

— Сейчас выполним задания по вариантам.

Задание 1 варианту

— Как работала Рукодельница? Прочитайте про себя и перескажите.

(Стр.200, 2 абзац; стр. 202, 2-3 абзацы)

Задание 2 варианту

— Как работала Ленивица? Прочитайте про себя и перескажите.

(Стр. 204, стр. 206)

— Послушаем рассказы о работе девочек у Мороза Ивановича.

(Рассказы детей)

Физминутка “Не утони в сугробах”

-Какие три вопроса задала Рукодельница старику? Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу?

(Стр. 200-201). Слайд 9

— Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)

— Выборочное чтение (подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац “…Так прожила…”; подарки Ленивицы – стр.206, 3 абзац “… На третий день…”).

— Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? (По работе и награда!)

— Как вы думаете, каким вспоминала Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?

Рукодельница

Ленивица

добродушный

злющий

приветливый

подозрительный

справедливый

— Как вы думаете, почему? (Внутренний мир девочек, душа разная)

— А девочки какие были? Сравните, охарактеризуйте их (Высказывания детей)

Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива, добра, скромна, почтительна.Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд красит человека, а лень портит. Слайды 7, 8

— Какими вы представляете героев сказки? Мы посмотрим сейчас ваши рисунки, которые рисовали к сегодняшнему уроку.

(Выставка детских рисунков. Анализ) Слайды 7, 8, 16

6. Итог урока.

— Как вы думаете, какова главная мысль сказки? Слайд 10

— Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)

— Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?

— Кому ещё можно её сказать и когда?

— Раз эта пословица подходит ко всем, давайте запишем в тетрадях. (Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)

— Какие ещё знаете пословицы о труде? (Примеры детей). Слайд 11

— Найдите и прочитайте последний абзац сказки. (Стр. 207). Как понимаете? Слайд 12

— Ответьте! Слайд 13

7. Домашнее задание.

Слайд 14.

Оставить отзыв