Вы здесь: Главная > Тематические > Сценарий развлекательной программы для пожилых людей

Сценарий развлекательной программы для пожилых людей

Выступает танцевальная группа. В конце выступления из танцующих детей на сцене «выстраиваются» ворота, через которые на передний план сцены выходят ведущие.

1 Ведущий: Мы с вами живем в нашей большой стране. Но у каждого есть своя маленькая страна. Это наша семья, наш дом, наш с вами Дворец творчества. И сегодня мы открываем еще одну маленькую страну, которая называется «праздник!»

2 Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мамы, папы, дети, бабушки и дедушки, дяди и тети! Всем здравствуйте! (Поклон) Добро пожаловать в нашу горницу, на необычный семейный вечер «Вот такие пироги!».

1 Ведущий: Всех привечаем, душевно встречаем! И сейчас выйдут на сцену участники нашего семейного конкурса

2 Ведущий: Первыми на эту сцену приглашается семья ………………………………………………….

1 Ведущий: Приглашаем на сцену следующую семью …………………………………………………

Под музыку песни «Маленькая страна» семьи – участницы конкурса проходят по залу, рассаживаются за своими столиками. Ведущие в это время сообщают необходимую для первого знакомства информацию.

2 Ведущий: Под ваши доброжелательные аплодисменты состоялось наше первое знакомство с семьями – участницами конкурса. Пришло время нашего первого конкурса, который мы назвали

«Визитная карточка семьи»

Эпизод 1

В данном конкурсном задании семьям предоставляется возможность о себе рассказать и себя показать. В конкурсе принимает участие семья в полном составе (дети, родители, бабушки, дедушки, тети, дяди).

Представление семьи проходит в театрализованной или художественной форме: стихи, портреты, куплеты, частушки и т.п. Предполагается, что «Визитная карточка» семьи должна быть интересной, яркой, костюмированной. Зрители должны понять, чем интересуются члены семьи, что любят делать в свободное время, что их всех объединяет.

1 Ведущий: Разрешите представить вам ещё одну «семью». Это наше жюри.

Представление жюри.

………………………………………………………………

2 Ведущий: Приглашаем на сцену следующую семью …………………………………………………

Выступление участников конкурса.

Эпизод 2

1 Ведущий: Пришло время второго задания нашего конкурса, которое называется

«Полезный совет»

2 Ведущий: В данном конкурсе надо ответить на вопросы, связанные с воспитанием детей.

1 Ведущий: В этих конвертах – различные житейские ситуации, рассказанные поэтом Григорием Остером. Выбирайте любой, по желанию.

2 Ведущий: Свои ответы вам надо обдумать за 30 секунд, причем дети и старшее поколение дают свои варианты ответов. Тексты ответов вы запечатываете в конверт, и мы передаем их жюри.

Выполнение конкурсного задания.

1 Ведущий: Итак, конверт № … выбрала семья …………………………………………………………,

конверт № … и т.д.

Во время обдумывания ответов детей и взрослых звучит музыкальная заставка или концертное выступление.

Конверт № 1

Родился девчонкой – терпи

Подножки и толчки.

И подставляй косички всем,

Кто дернуть их не прочь…

Зато когда-нибудь потом –

Покажешь «кукишь» им и скажешь…

Конверт № 2

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои…

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно…

Конверт № 3

Если вас по телефону

Обозвали дураком

И не стали ждать ответа,

Бросив трубку на рычаг…

Наберите быстро номер

Из любых случайных цифр

И тому, кто снимет трубку…

Конверт № 4

Если ты пришел на елку,

Свой подарок требуй сразу,

Да, гляди, чтобы конфеты

Не зажилил Дед Мороз…

И не вздумай беззаботно

Приносить домой остатки.

Как наскочут папа с мамой…

Конверт № 5

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса.

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

И могучими руками…

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту…

2 Ведущий: Время истекло. Ваши ответы мы передаем в жюри.

1 Ведущий: Внимание, внимание! Наши микрофоны и телекамеры установлены на стадионе

Дворца творчества детей и молодежи «Истоки».

2 Ведущий: Стоп, стоп! Какие микрофоны, какие камеры, на каком стадионе? Мы ведь находимся во Дворце, в актовом зале?!

1 Ведущий: Да! Но сейчас будут спортивные состязания, а перед ними всегда так говорят…

Эпизод 3

В данном эпизоде предлагается несколько игр-соревнований, в которых принимают участие или только взрослые, или только дети, или вся семья сразу. К подбору игр-соревнований надо отнестись серьезно: необходимо учитывать и ограниченность площадки, и отсутствие спортивных костюмов, и возраст и другие особенности.

По окончании эпизода предоставляется слово жюри для подведения итогов конкурсов «Полезные советы» и спортивных состязаний.

2 Ведущий: А, сейчас самый потрясающий конкурс! Самый веселый, самый… Конкурс

«Мы академий не кончали!»

В данном конкурсе каждой семье предстоит исполнить концертный номер – подарок. Необходимо, чтобы в нем принимала участие вся семья!

Эпизод 4

Выступление участников конкурса

…………………………………………………………………………

1 Ведущий: Пока наше жюри совещается, на сцену приглашаются ребята из творческого объединения «Кукарямба».

Выступление группы. По его окончании жюри сообщает итоги предыдущего конкурсного задания.

Эпизод 5

Слышна мелодия русской песни. На сцену выходит Барыня. За ней несут подносы с пирогами.

Барыня: Уж вы, гости – господа,

Да веселые друзья!

Ой вы, гой еси,

Добры молодцы, да Красны девицы!

Детки ваши, звездочки!

Поздравляю вас с праздником!

Да с победою!

Напекла я пирогов для гостей

И участниц – семей,

И позвольте мне – их вам вручить!

2 Ведущий: Организаторы семейного конкурса тоже приготовили для вас призы!

Награждение победителей. (В зависимости от возможностей организаторов, можно предоставить и путевки на экскурсию, и сервиз для семейного чаепития, и скатерть и пр.)

ЭПИЛОГ

На сцену приглашаются все участники конкурса, которые выстраиваются полукругом. Звучит песня в исполнении Маши Распутиной «Живи, страна». Хореографическая группа исполняет танец. В финале песни на сцену выбегает мальчик – Солнышко. Ведущие поднимают его на руках вверх, как олицетворение продолжения рода, мира и согласия в семье.

Примечание:

При наличии в учреждении творческих коллективов разных жанров можно вплести их концертные номера в канву вечера.

СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

Сюжетно-развлекательная программа.

Волшебный символ жизни – семья!

В нем капелька Отчизны, в нем – Я,

В нем – мама, папа, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора,

В нем – солнце, и березка, и дом,

В нем все теплом смеется кругом,

Семь нот волшебных песни, семь фраз,

Чтоб солнца свет чудесный не гас,

Смеялись звонко дети земли,

Продолжить род священный могли.

И в этот праздник счастья всех вас

Мы поздравляем прямо сейчас.

Пусть крепкой будет ваша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Н.Михайлова

Звучит лирическая мелодия.

Приглашенные семьи учащихся располагаются за большим круглым столом.

В программе задействованы два ведущих, у которых заготовлены карточки с данными семей.

1 ведущий: Добрый вечер, дорогие гости!

2 ведущий: Добрый вечер, друзья! Позвольте именно так называть вас, невзирая на возраст и ранги, ведь сегодня здесь собралась одна большая семья!

1 ведущий: «Год семьи», «Семья года» – это серьезные слова, в них философия нашей жизни, полной проблем и событий.

2 ведущий: Семья – это наша пристань, которая всегда открыта. Семья – это крепость, которая защищает от всех невзгод.

1 ведущий: Сегодня мы пригласили сюда разные семьи. Мы хотим, чтобы вы познакомились, подружились, поделились секретами своего семейного счастья.

2 ведущий: Наш вечер мы начинаем с пожелания счастья всем присутствующим!

Звучит песня «Мы желаем счастья Вам».

1 ведущий: А сейчас, мы начинаем конкурс «Бюро знакомств».

2 ведущий: Мы будем переходить от одной семьи – к другой и слушать ваши рассказы.

1 ведущий: Кстати, при знакомстве принято вручать свои визитки. И сейчас мы тоже хотели бы получить от вас визитки (словесные или музыкальные, в прозе или в стихах).

Проходит конкурс «Бюро знакомств».

После показа семейных визиток проходит представление организаторов и жюри программы.

2 ведущий: Хорошие, сердечные слова прозвучали в ваших выступлениях. Говорят, что любовь приходит и уходит, но я в это не верю. Любовь – сама жизнь!

1 ведущий: Помнят ли супруги, как они встретились и как признались друг другу в любви?

2 ведущий: Конечно, помнят! Разве это забывается! Это как строки классики. Я только скажу:

« Я помню чудное мгновенье…», а вы мне поможете продолжить: «Передо мной явилась ты…», или: « Я вас любил…», а вы: « Любовь еще, быть может…»

1 ведущий: Или: « Жил-был у бабушки серенький козлик… – бабушка козлика очень любила…»

2 ведущий: Зачем вы все серьезное в шутку превращаете?

1 ведущий: Потому что в жизни все – «и в шутку и всерьез». Мы объявляем конкурс на лучший семейный театр пантомимы.

Каждая супружеская пара без единого слова расскажет нам, как происходило у них объяснение в любви. Через пять минут мы будем готовы посмотреть мини-спектакли «Я вас любил…»

2 ведущий: А пока идут репетиции, я поиграю с гостями. Давайте вспомним пословицы и поговорки о любви и семье. Вам надо поправить то, что будет сказано неправильно.

Не родись красивой, а родись… богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет… проблем (конца).

Поспешишь – … горя хлебнешь (людей насмешишь).

Семь раз отмерь и … отрежь (один отрежь).

Тише едешь – дальше … уедешь (будешь).

Обжогшись на молоке – дуешь на … водку (воду).

У семи нянек дитя … в догляде (без глаза).

Милые бранятся – только … по пятницам (тешатся).

Муж и жена – … зарплата одна (одна сатана).

1 ведущий: Поиграли? Уж и не знаю, правда ли, что всегда «муж и жена – одна сатана». Но сегодня у нас муж и жена – один театр. Смотрим пантомиму «Я вас любил».

Проходит конкурс «Я вас любил…»

2 ведущий: Прекрасно! И что бы ни говорили, любовь – это всегда прекрасно!

Сейчас для всех присутствующих звучит песня о любви.

Музыкальная пауза.

1 ведущий: Наверное, в каждой семье есть свои любимые песни, книги, занятия.

2 ведущий: Мое любимое занятие – смотреть альбомы. Особенно старые, с «историческими», как говорит моя мама, фотографиями. Я хочу предложить участникам встречи перелистать мысленно такой альбом, но только не свой семейный, а Российский, еще конкретнее – Сергиево-Посадский.

1 ведущий: Вот, например, представим себе старинную гравюру Троице – Сергиевой Лавры. Наверняка вы видели её изображение либо в краеведческом музее, либо в книгах. Кто из вас сможет наиболее подробно рассказать об исторических событиях г. Сергиев Посад?

Ответы семей (по-очереди) по знаменательным датам и истории г. Сергиев Посад.

2 ведущий: Вы отвечали правильно! Мы видим, что вы хорошо знаете историю своего города.

1 ведущий: А сейчас – блиц-анкета.

Самый интересный ответ получит приз!

Задаются вопросы, по-одному для каждой семьи:

Откуда идет история вашего рода?
Кто глава вашего дома?
Что означает имя вашего ребенка?
Какой любимый цвет у мамы? (Отвечает ребенок)
Сколько фотоальбомов у вас в семье?
Какая самая смешная фотография в вашем семейном альбоме?
Что вы любите больше: фотографироваться или рассматривать фото? Почему?
Кто самый разговорчивый в вашей семье? Вам это нравится?
Какое любимое блюдо в семье? Кто его готовит?
Устраиваете ли вы генеральные уборки? Кто при этом самый главный «генерал»?
Назовите любимую книгу в вашей семье. Почему именно она?
Любят ли у вас в семье музыку, какую?
Что бы вы сказали, если бы к вам в гости в семью пришли Алла Пугачева или Филипп Киркоров?
Знаете ли вы своих соседей по дому?
Как вы относитесь к ремонту?

Ответы семей.

2 ведущий: Спасибо! Хорошо, когда есть ответы на все вопросы. Ну, а когда ответ найти трудно, выручает чувство юмора.

1 ведущий: Умение не терять оптимизм по жизни очень помогает! О сложных семейных ситуациях мы говорить сегодня не будем. Пусть разрешать такие проблемы помогают психологи, у нас же вечер отдыха и хорошего настроения. Посмотрите вокруг, сколько улыбающихся и нарядных людей! Одеты все по-разному, ведь сейчас без труда можно приобрести любую одежду. Но и очень важно, как носить эту одежду…

2 ведущий: Через несколько секунд здесь появится…! Нет, не черный ящик, как в передаче «Поле чудес», а настоящий бабушкин сундук. В нем лежит много всякой всячины. Выбирайте, что вас заинтересовало, и пусть каждая семья покажет свой мини-парад мод! Девиз модели обязателен!

Участники выбирают костюмы.

1 ведущий: Пока из сундука достаются ретро-аксессуары, мы хотим побеседовать значениях цветов одежды, принятых в разных странах. Например: во многих странах Азии белый цвет считается поминальным, а вот в странах Северной и Южной Америки – это символ чистоты, мудрости и праздника. На Руси – это цвет целомудрия и доверия. А какой ваш любимый цвет? Знаете ли вы его значение?

Ответы: зеленый – долгая жизнь и надежда, красный – цвет любви и т.п.

1 ведущий: Замечательно, когда сама жизнь радует нас радугой всех цветов.

2 ведущий: В нашем показе мод черных полос не предвидится. А предвидятся улыбки и аплодисменты лучшим моделям и девизам.

Показ моделей «Бабушкин сундук».

Звучит музыка «ретро».

1 ведущий: Завершен наш яркий показ. Всем участникам мы дарим в подарок песню.

Звучит песня.

2 ведущий: Мне кажется, что после песни все как-то помолодели. Говорят: «молод душой» – это значит, что очень многое интересно этому человеку. И он внимательно относится к интересам своих детей. Друзья! Самый молодой участник нашей встречи – это… (имя). Давайте познакомимся с ним (с ней) поближе: Сколько тебе лет? В каком творческом объединении ты занимаешься? Какой у тебя самый любимый мультфильм?

Вручается сувенир «Самому молодому».

1 ведущий: Сегодняшняя молодежь иногда знает и умеет больше, чем мы в свое время. Да так и должно быть! Однако во все времена особенно ценилась мудрость стариков.

2 ведущий: Конечно же мы не будем объявлять самого старшего участника по возрасту, мы представим вам самого мудрого. Житейская мудрость выручает в разных ситуациях. Давайте заглянем в мир мудрых мыслей и умных советов друг другу. Вот, например, что бы вы могли посоветовать, если:

— Мой лучший друг предал меня.

— Я потеряла крупную сумму денег.

— Мне попались очень шумные соседи, на которых нельзя найти управу.

— Я разбила любимую чашку хозяйки дома, где впервые в гостях.

— Меня сократили на работе.

— Мой ребенок просит собаку, а квартира – маленькая, и держать ее негде.

Ответы семей.

1 ведущий: Вы заметили, последний вопрос был про собаку. Во многих семьях любят домашних животных, цветы, любят общаться с природой! Главное, чтобы на это хватало времени и здоровья.

2 ведущий: Да, здоровье – главное в жизни. И, наверное, в каждой семье есть свои секреты, как можно обойтись без дорогостоящих лекарств, имея под рукой «живую аптеку».

1 ведущий: В моих руках карточки с изображениями хорошо знакомых растений. «Живая аптека» рассказывает, что помогает от головной боли, а что от кашля или насморка. Назовите их правильно.

Называются: капуста, липа, бузина, клюква, калина и т.д.

2 ведущий: Каждая семья не похожа на другую. В каждой есть свой лидер, к мнению которого особенно прислушиваются все члены семьи. И подчас это зависит не от способности зарабатывать больше денег, а от таланта поддерживать в семье мир и понимание. Интересен такой факт: во Франции проводилось анкетирование среди 50-ти тысяч семейных мужчин, задавали один вопрос: «Кто глава семьи?» Были получены такие ответы:

35 600 человек ответили – моя жена;

14 390 – моя теща;

10 мужчин ответили – я сам!

Как потом выяснилось, эти последние были холостыми, и опрашивали их ошибочно.

1 ведущий: Сейчас мы предлагаем всем главам, собравшихся здесь семей подняться. Давайте поаплодируем им и пожелаем большого семейного счастья!

Подведение итогов.

2 ведущий: Пусть в ваших семьях царит дух любви и взаимопонимания!

1 ведущий: До новых встреч!

Моя семья

Цель:

Создание условий для совершенствования культуры нравственного поведения учащихся.

Способствовать формированию положительного отношения к семье, дому.

Расширить представление о семье, добре, любви к ближнему.

Способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью

Формировать коммуникативные навыки, умения принимать коллективные решения.

Совершенствование умения доказывать, обобщать, делать выводы

Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация «Семейный праздник», выставка работ на тему “История моей семьи”, выставка рисунков «Моя семья», пособие раздаточное для практической работы

Организация класса.

Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку – поднимем настроение себе и другу.

Подайте руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Тема нашей сегодняшней встречи обозначена ребусом 7Я (семья)

Тема классного часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Посмотрим инсценировку сказки В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.

Обсудим эту сказку.

Почему погиб лепесток?

А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

Обсуждение с детьми того, как они проводят время одни дома.

Предлагается игра “Если я один дома”. Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди кому-либо из детей. Кто поймал мяч, тот называет занятие, которым он занимается в отсутствие родителей. (Учитель обращает внимание всех игроков на хорошие, полезные дела детей дома, когда они находятся одни).

Послушайте стихотворение об одном мальчике, который оказался в пустой квартире; учитель просит обратить внимание на то, что он делал

Агния Барто

В пустой квартире.

Я дверь открыл своим ключом.

Стою в пустой квартире.

Нет, я ничуть не огорчен,

Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Могу я делать, что хочу, —

Ведь я один в квартире,

Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Сейчас я радио включу,

Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми,

Никто не скажет: «Не шуми!»

Никто не скажет: «Не свисти!»

Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу…

Но почему-то я молчу,

И ничего я не хочу

Один в пустой квартире.

Понравилось ли мальчику одному в пустой квартире?

Почему люди не любят жить в одиночестве?

Для чего они ищут спутников жизни, заводят детей, приобретают друзей?

Вывод: каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Пусть все к лучшему преобразуется,

В наших душах, на нашей земле!

Человек – он в семье формируется,

Идёт подготовка к жизни в семье.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Очень отрадно, что вы знаете корни своей семьи, ёё историю. Она представлена в ваших родословных.

Чтение, обсуждение пословиц, Презентация

Вывод: семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь,

Практическая работа.

Отдых:

Закройте глаза (5 с.)

Мысленно перенеситесь в свой дом, семью (5 с.)

Вспомните лица ваших близких, когда они счастливы (10 с.)

В вашей семье всегда будет ладно (3 с.)

В душе вашей будет светло и отрадно (3 с.)

В доме вашем всегда будет любовь, улыбка и доброта.

Дом – это самые близкие люди, а школа – наш второй дом, большая дружная семья.

Начнем строительство нашего общего дома. Перед вами листочек бумаги. В левом верхнем углу – оранжевый домик, в правом – коричневый.

В оранжевом домике напишите “Берём”, в коричневом – “Не берём”.

Там, где “Берём”, напишите всё, что вы хотели бы перенести из своего дома в общий, всё, с чем связаны ваши лучшие чувства. Это может быть что и кто.

Там, где “Не берём”, простым карандашом напишите всё, что вам не нравится в своём доме.

В нижней части листка нарисуйте то, что больше всего нравится в доме (игрушка, уголок в комнате)

Посмотрите, как много хорошего мы с вами можем взять с собой.

А на следующем классном часе мы продолжим строительство нашего общего дома.

Мы – частичка своей Родины.

История семьи каждой – частица истории Родины. Весь народ – наша большая семья. Гордость за свою семью – гордость за свою Родину.

Итог классного часа:

В конце классного часа я хочу предложить прослушать китайскую притчу “Ладная семья” (читает ученик наизусть).

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Так какие слова стали основой жизни? (любовь, терпение, прощение и мир).

Как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями, родами. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой? Для этого всем нам нужно узнать традиции своего народа, любить родной язык, беречь свою землю, родной край. В ваших руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постараемся, чтобы так было?

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого

Вы в силах родным подарить.

Игра со зрителями. Презентация «Семейный праздник».

Подведение итогов. Обмен мнениями.

Работа с родителями.

Работа с родителями — одно из самых «западающих звеньев» в деятельности классного руководителя. Как обеспечить явку родителей на собрание. Может это и не секреты, но мне помогают.

1. Самое простое — разослать приглашения родителям. Их не так сложно найти (в стихах или прозой). Пустячок, а приятно!

2. Я всегда к собраниям готовлю презентацию об успехах детей за прошедший период с последнего собрания (выставка дипломов, творческих работ детей, на слайдах цифры участия в различных мероприятиях, фамилии, фото детей). Главное, должен быть отмечен каждый ученик.

3. Никогда на собрания не выношу негативную информацию о конкретных учениках (поведение, успеваемость). Вся информация о успеваемости и рекомендации учителей — предметников в письменном виде на отдельных листах, по предметам, раздается на собрании родителям, эти листы ненавязчиво проходят по рядам. Обсуждаются проблемы только класса, а не персональные. Это — уже индивидуально, часто и с учителем — предметником, а иногда, и с учеником. На собрании всегда должна быть доброжелательная атмосфера, тогда и родители захотят к нам прийти.

4. Подготовить для родителей небольшое выступление их детей (специально для собрания или отрывки из школьных мероприятий, в которых участвовали дети).

5. И еще, собрания не должны быть долгими. Максимально информацию — на экран и распечатки.

6. Пригласить на собрание «интересных и полезных» специалистов.

Детско-родительские отношения

(родительское собрание)

Цель: Изучение установки, проведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: Мультимедиапроектор, компьютер, экран. Презентация.

Подготовительный этап:

анкеты родителям раздаются заранее, собираются за неделю до собрания, обобщаются;
делаются выводы и намечаются проблемы;
все анкеты проводятся анонимно.

Вступительное слово учителя.

Нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем.

Сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Давайте постараемся проанализировать отношения с нашими детьми, понять, в чем иногда мы бываем, неправы и, что нужно для полноценного роста и развития нашим детям. В этом нам помогут разобраться результаты детских анкет, психолог. А также даст свои рекомендации детский врач. И Вы сможете задать свои вопросы специалисту.

План собрания

1. Вступительное слово учителя.

2. Анализ анкет школьников (презентация)

3. Обмен мнениями родителей.

4. Выступление врача.

5. Выступление психолога.

6. Беседа по предварительным оценкам за 1 четверть (рекомендации учителей-предметников).

«Стили семейного воспитания».

(родительское собрание)

Цели:

содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями;
сплочение коллектива родителей.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация «Влияние семью на становление личности»», бланки анкеты «Стиль семейного воспитания», ручки для родителей.

Организация пространства:

1. Встреча проходит в кабинете психологии.
2. Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит психолог. Справа от ведущего располагается классный руководитель.
3. На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши.
4. До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка.
5. Родители /законные представители/ рассаживаются за столами произвольно.

Подготовительная работа к собранию:

подготовка бланков анкет;
подготовка и рассылка приглашений на собрание для родителей;

Ход собрания.

1. Вводная часть

Классный руководитель представляет участников круглого стола, называет имена родителей, присутствующих на семинаре, называет родителям имя психолога, кратко напоминает им о предыдущих встречах с психологом и о темах, рассмотренных на собраниях совместно.

2. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый, для вас, предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

3. Сообщение психолога о стилях семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

4. Обсуждение проблемы

Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.

Только поощрение.
Частое порицание.
«Метод кнута и пряника».

Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, ведущий показывает эффективность того или иного метода/.

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

6. Интервью для родителей:

1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
2. Какая часть вызвала особый интерес?
3. Ваши пожелания на будущее.

« О родительском авторитете».

(родительское собрание)

«Истинный авторитет есть ни что иное,

Как истина, изысканная силой разума».

Цели:

Познакомить родителей с методами воспитания в семье;
Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.

Оборудование: бланки с тестами, листы бумаги, ручки.

Форма проведения собрания: лекция.

Вопросы для обсуждения:

1. Крайности воспитательных систем.

2. Методы воспитания детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1.Тест для родителей: « Я родитель, я – приятель?! ».

2. Анкетирование учащихся.

3. Подготовка материалов для лекции.

Анкетирование учащихся.

Отметьте знаком «+» или «- данные высказывания:

Я имею право:

— высказывать дома свое мнение;

— участвовать в решениях, которые принимают родители;

— доказывать свою правоту;

— не соглашаться с мнением своих родителей;

— объяснять свои поступки;

— самостоятельно принимать некоторые решения.

Я не имею права:

— говорить неправду;

— уходить куда – либо без разрешения;

— совершать покупки без разрешения родителей;

— иметь свои карманные деньги;

— общаться с тем, с кем я хочу;

— приводить тех, с кем дружу, в свой дом;

— делать что- либо без разрешения родителей.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы!

Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету.

На доске перед вами четыре фразы.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.

— « Делай так, как говорю тебе я, или вообще не делай!».

— «Можешь делать, что хочешь».

— «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

— «Мне все равно, что ты делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета.

Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп.

Родители автократы – властная своевольная личность. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других – скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж.

Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу

Другая крайность – вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Анализ анкет учащихся и теста для родителей: «Я родитель, я – приятель?!».

Авторитет родителей – это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее? Авторитет настоящий – это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного поступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия. Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю – ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.

Итог собрания.

Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания.

Оставить отзыв